Христианство – иудейская церковь или секта?

Христианство – это мировая религия, объединяющая более миллиарда последователей. Можно спорить о верности этого миллиарда Евангельским принципам и заповедям, но не поспоришь с тем, что христианство – это не просто религия, это уже цивилизация, культура, которая оказала и продолжает оказывать огромное влияние на человека и на всю историю в целом.

Возникновение религии – это всегда интересный предмет для исследователей и мыслителей, для историков и философов. Как возникло христианство? По каким путям происходило развитие? Какие ошибки были сделаны церковью? В чем нужно раскаяться, а чем гордиться, смотря в прошлое? Об этом мы будем говорить в нашей рубрике «Хроники веры». Взгляд на историю никогда не был и не будет однозначным, а взгляд на историю Церкви тем более. История – это не просто факты. История – это люди и отношения. А, как известно, человек – это источник всего самого лучшего и самого страшного. Так что история церкви – это история богословских споров и политических интриг; история  миссионеров, мучеников, это история откровений и ересей, история разделений и, к сожалению, войн.

Итак, с чего все началось?

Начало христианства не без причины связывают с рождением Иисуса Христа в Вифлееме. Принято считать, что это произошло на рубеже тысячелетий. С тех пор мы говорим «до Рождества Христова» и «после Рождества Христова». Однако если быть точным, то Иисус родился в 5 г. до н. э.. Новое летоисчисление ввели только в VI веке. Его предложил Дионисий Младший. До этого в Римской империи много веков использовалась историческая шкала – от даты основания Рима.

Октавина Август
Римский император времен рождения Христа

Время Августа Октавиана (кесаря Августа), в правление которого родился Христос, можно считать расцветом Римской Империи. Юлий Цезарь предшественник Октавиана, превратил Римское Государство в Империю, которая охватывала все побережье Средиземного моря.

Что сделали языческие императоры для распространения христианства?

Во-первых, они дали Апостолам (первым проповедникам) хорошую инфраструктуру. Вся Римская империя была связана длинными и относительно хорошими дорогами. Многие из них сохранились до сих пор. Эти дороги были нужны для империи: передвижение войск, грузов. Дороги были хотя и под относительной, но охраной, что позволяло путникам, без особого риска совершать длительные путешествия, что собственно и делали большинство Апостолов, особенно Святой Павел.

Апостол Павел: из рукописи Посланий Павла начала IX века
Одно из самых ранних изображений Павла

Во-вторых, в рамках империи было создано одно правовое поле. Десятки завоеванных и присоединенных государств стояли под юрисдикцией римских законов, которые на тот момент были достаточно справедливы и обеспечивали порядок по всей территории империи. Проповедникам не нужно было «подстраиваться» под законы одного или другого народа, в которых они проповедовали. НА всю империю распространялось так называемое «Римское право», которое кстати по сей день изучают студенты юридических ВУЗов. О силе римских законов и об уважении к ним говорит история Деяний Апостолов 16:37-38 и 22:23-29, когда Воеводы Македонских Филипп, наказавшие Павла палками и римский генерал в Иерусалиме, решивший сделать то же самое, «испугались, услышав, что это Римские граждане». Вопрос Апостола «разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда?» изменил настроение и отношение блюстителей порядка. Римское рабовладельческое общество, хотя и не было гуманным, чтило закон. Это ограждало первых проповедников и от «чиновничьего беспредела» (Деяния 16 л., 22 гл.) и от давления «традиционных» религий (Деяния 19:23-40).

Третье – это религиозная терпимость Римских властей. Главное, что интересовало администрацию – это государственное единство и стабильность. Особенности религиозной практики и культуры завоеванных народов, они предпочитали не трогать. Положение христиан первые 300 лет зависело по большей части от местных правителей, поэтому преследование, гонения христиан носили больше локальный характер. Даже широко известное, благодаря эпическому произведению «Камо грядеши?» Генриха Сенкевича, гонение при Нероне было по большому счету только в городе Риме. Повсеместные гонения начались в конце третьего и начале четвертого века, при Диоклетиане и его зяте Галерии (303 г. – 311 г.), когда по настоянию второго были изданы эдикты, обрекающие всех христиан на пытки и казнь за отказ от совершения языческих ритуалов.

Единый государственный язык – это  четвертое, чем Римская империя помогла распространению христианства. Большинство жителей могли изъясняться на римском (латинском) и разговорном греческом (коинэ греческий). Павел и другие миссионеры использовали именно греческий язык для проповеди среди народов Римской империи. На этом же языке был написан Новый Завет (Евангелия и все послания Апостолов).

Без лишних спекуляций можно сказать, что период доминирования Римской империи был одним из лучших моментов появления Христа и христианской Церкви на арене Мировой истории.

Кому обязаны христиане своей верой?

Когда мы говорим о возникновении религии, верующие ищут истоки в откровении или сверхъестественном явлении Божества, ученые и исследователи ищут корни в существующих религиях на момент зарождения новой. И те и другие по своему правы.

Происхождение и Священные тексты

Мы верим, что Христианство обязано своим происхождением в первую очередь Иисусу Христу из Назарета и Апостолам. Именно Христос принес откровение о любви Всемогущего Бога к грешнику и о возможности оправдания верой. Христос не просто принес Новое религиозное учение. Он искупил грех человечества, Он победил греховность, Он победил смерть воскреснув из мертвых. Апостолы же запечатлели учение Христа в Евангелиях и в своих посланиях, которые в V веке были объединены в Новый Завет.

Все эти люди (Христос и Апостолы) были представителями Израильского народа, говоря по нашему евреями. Против вы или нет, но Христианская церковь обязана своим происхождением и развитием евреям. Поэтому, говоря к слову, христианского антисемитизма не может существовать по определению. Так чем же именно мы христиане обязаны евреем? И можно ли церковь считать ответвлением иудаизма?

Обязаны мы многим. И прежде всего это Священным Писанием (Ветхим Заветом), Десять Заповедей которого уже больше трех тысяч лет являются нравственным основанием человека. Именно еврейские книжники сохранили писания пророков и другие книги. Они занимались переписыванием, хранением и часто спасением этих священных свитков, во времена религиозных преследований и стихийных бедствий. Богодухновенность Торы (Ветхого Завета) подтверждает Сам Христос (Матфея 5:17 «не нарушить (закон) пришел Я, но исполнить») и Апостол Павел (2 Тимофею 3:16 «все Писание богодухновенно и полезно»).

Священные Писания

Церковь –  еврейская или христианская?

А вот стало ли христианство ответвлением Еврейской религии? – это вопрос. На начальном этапе все так и было. Проповедь Назарянина (Иисуса) звучала в основном в Иерусалиме и окрестностях. Тысячи людей (евреев) присоединялись к первоапостольской церкви, но за пределы Иудеи Евангелие практически не выходило. Помог царь Ирод (не путайте с Иродом Великим). Он арестовал Апостолов, казнив Иакова и заставив христиан рассеется по соседним областям. Так проповедники дошли до Самарии и Антиохи (Сирия). Церкви росли, учение распространялось. К вере стали обращаться язычники. Вот здесь и началось. Дело в том, что правоверном иудею запрещено совершать религиозные обряды и даже вкушать пищу  совместно с язычниками. Первый опыт обращения – это семья римского офицера (сотника) Корнилия, к которому Бог послал Святого Петра, и который услышав проповедь покаялся и принял Духа Святого. К тому же сам «Дух Святой сошел на них как и на нас в начале, … то кто я чтобы мог воспротивиться Богу», — сказал Петр. Поговорив об этом, апостолы решили не возбранять язычникам верить, решив что «видно и язычникам Бог дал покаяние и жизнь».

Все было бы хорошо если бы на этом остановились. Возник второй вопрос: нужно ли язычникам обрезываться и принимать всю «тяжесть» Моисеева закона, который включал в себя сотни ритуальных правил, обязательных жертвоприношений, ограничений в пище, одежде, культуре. Здесь мнения разделились и долгое время в церкви существовало две «партии». Одни настаивали, чтобы язычники обрезывались и соблюдали ритуалы закона Моисея, другие же в частности Апостол Павел считали, что это лишнее и язычникам достаточно ограничиться моральными требованиями Закона Божьего. Для нас этот спор не так значителен, однако в то время он был принципиальным. И от итогов спора зависел не только образ христианской церкви, но и ее будущее.

Если бы христианство осталось иудейской, простите, сектой, как это было в первом веке и конструкция Павла была бы отвергнута, то трудно представить какой была бы церковь сейчас и была бы она вообще. Большинство Апостолов не волновало то, что язычников обращали не только в христианскую веру, но еще и в иудейскую. Именно дальновидность и последовательная настойчивость Павла, который в ранней церкви не был в особом почете, из-за своего прошлого, помогла церкви обрести автономность в отношениях с иудаизмом. На Апостольском соборе в Иерусалиме (Деяние 15 глава) Павел на примере своей обширной миссионерской практики и благодаря большому количеству нееврейских церквей показал, что Бог действует среди язычников и не стоит их «обременять» иудейскими религиозными законами. Свою позицию Павел изложил в достаточно эмоциональной и жестокой форме в послании к Галатам. Павел часто подвергался критики со стороны единоверцев, а не христианские иудеи ненавидели его до такой степени, что поклялись убить его. Именно из-за настойчивости и смелости Павла перед лицом, как он сам говорил «великих Апостолов», сегодняшним обращенным в христианство не нужно наряду с крещением проходить процедуру обрезания, пересматривать свои гастрономические предпочтения, стиль одежды и многое другое.

Спустя 20 лет после Апостольского  собора (70 г. н. э.) город Иерусалим был разрушен. Центр христианства был перемещен в Антиохию, Александрию и Рим. Влияние «еврейского христианства» ослабло. Церковь выбиралась из пеленок иудаизма и впоследствии стала самостоятельной, мировой и самой многочисленной религией.

автор Василий Пискун

Присоединиться к обсуждению

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

84 − = 80

arrow
0
Connecting
Please wait...
Send a message

Sorry, we aren't online at the moment. Leave a message.

Your name
* Email
* Describe your issue
Login now

Need more help? Save time by starting your support request online.

Your name
* Email
* Describe your issue
We're online!
Feedback

Help us help you better! Feel free to leave us any additional feedback.

How do you rate our support?